Анализ деятельности ГКУСО МО "Бронницкий СРЦН "Алый парус за 2019 год"

Работа учреждения осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Семейным кодексом, Федеральным Законом № 120-ФЗ от 24.06.1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и Федеральным законом №442-ФЗ от 28.12.2013г. «Об основах социального обслуживания в Российской Федерации», Учетной политики для целей бюджетного учета и целей налогообложения ГКУСО МО «Бронницкий СРЦН «Алый парус» утверждённой приказом директора ГКУСО МО «Бронницкий СРЦН «Алый парус» от 29.12.2018 г №174-о

В соответствии с действующими нормативными и уставными документами, заявленным планом работы на 2019 года, выделены главные задачи, стоящие перед коллективом учреждения:

- профилактика обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании;

- осуществление контроля за качеством предоставляемых услуг.

- организация мероприятий по повышению профессиональной подготовки и переподготовки сотрудников;

- укрепление материально- технической базы учреждения;

- работа по дальнейшему совершенствованию комплексной безопасности учреждения.

Структурными подразделениями центра являются:

- отделение участковой социальной службы (108 человек в день);

- отделение диагностики и социальной реабилитации (плановое количество мест 25. Отделение состоит из 3 групп (10 - несовершеннолетние с предоставлением питания, 10 - несовершеннолетние без предоставления питания, 5 - дети- инвалиды/ОВЗ).

По штатному расписанию на 31.12.2019г. – 25,75 ед.

Вакантных –0,5ед.- логопед

В учреждении, на 31.12.2019г. работает 29 человек (в том числе 6 внешних совместителя).

Количество получателей услуг- 238 человек.


За отчетный период структурными подразделениями СРЦН было оказано 132 522 социальных услуг.

Отделение Участковой социальной службы

  • численность- 5,5 ед.: 1ед. - заведующий отделением, 1 ед.- психолог, 2 ед.- специалист по социальной работе, 0,5 ед. - юрисконсульт. 1 ед - специалист по работе с семьей

В настоящее время семейное неблагополучие все чаще становится социальной проблемой. Нарушаются воспитательные функции семьи, что ведет к деформации личности ребенка, приводящие в дальнейшем к девиантному поведению.

Специалисты отделения ведут постоянную работу по реабилитации семей на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг. Проводится индивидуальная адресная работа, благодаря которой семья получает конкретную помощь и поддержку. Все наши усилия направлены на повышение качества жизни семьи, преодоление ее неблагополучия, преодоление трудностей воспитания детей в семье, повышение психолого-педагогической компетентности родителей, социальное и психологическое оздоровление семьи, сохранение нравственного и физического здоровья несовершеннолетних.

Одной из наиболее эффективных форм работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, является социальный патронаж, позволяющий оказать комплексную помощь семьям группы социального риска, сохранить кровную семью, не допустить изъятие детей из семьи.

За 2019 г. услуги социального патронажа получило 57 семей, в которых 112 несовершеннолетних и 38 взрослых.

В течение года специалистами отделения было сделано 1 646 выходов в семьи несовершеннолетних, проведено 5 784 бесед и консультаций.

На конец отчетного периода в отделении на патронаже находится 44 семьи, в них 89 несовершеннолетних, на профилактическом учете стоят 9 семей, в них 15 несовершеннолетних.

В течение 2019 года на патронаж в отделении было поставлено 16 семей, в них 36 несовершеннолетних. С социального патронажа снято 13 семей в связи с нормализацией обстановки в семьях. На профилактический учет было поставлено 13 семей (в них 15 детей) и снято с учета по различным причинам 20 семей (в них 32 детей).


Программа «Мастерская фантазера».Специалисты отделения работают по следующим циклам занятий:

Цель программы:

-выявление и развитие творческих способностей детей путем создания условий для максимального развития способностей детей, их личностной, социальной самореализации, восприятие окружающего мира.

Программа «Созвездие ЗУС (здоровых, убежденных, сильных)».

Цель программы:

-формирование представлений об основах здорового образа жизни,

-профилактика употребления ПАВ и асоциального поведения через игровые методы и технологии,

-развитие коммуникативных навыков и творческого потенциала участников,

-обобщение знаний о человеческом здоровье, его составляющих, развитие рефлексии,

-регуляция эмоционального состояния;

-осознание своих сильных и слабых сторон в вопросах здоровьесбережения.

Программа «Радуге радуйся»

Цель программы: профилактика асоциального и асоциального поведения детей и подростков в условиях открытого социума за счет вовлечения в развивающую, спортивную, творческую деятельность, связанную с расширением представлений участников о русской культуре и истории.

Цикл занятий «Я учусь владеть собой», программа направлена на обучение подростков приемам общения, стимулирование развития их коммуникативной культуры, умения конструктивно действовать в конфликтных ситуациях, мотивации самовоспитания и саморазвития, обеспечив ее необходимыми психологическими ресурсами и средствами. «Мир моих чувств», «Узнай себя: я и мой внутренний мир», «Станет интернет другом или врагом зависит от вас», «Узнаем себя: я и мой внутренний мир», «Мое уникальное Я».

Работа по игровой методике «Мозартика», которая выполняет следующие функции:

-коммуникативную - установление эмоционального контакта, объединение учащихся в коллектив;

-релаксационную - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему, повышает адаптационные способности;

-развивающую - развитие психических процессов и функций (памяти, внимания, восприятия и т.д.) и мелкой моторики;

- функцию самореализации человека. Именно в этом плане ребенку важен сам процесс игры, а не ее результат, конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры - это естественное пространство самовыражения;

-терапевтическую функция - игра может быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учений; -развлекательную - влечение к разному, разнообразному; развлекательная функция игры связана с созданием определенного комфорта благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов.

В отделении работает Клуб общения с подростками «Хочу все знать», который ежемесячно с удовольствием посещают дети из малообеспеченных, многодетных семей и несовершеннолетние, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Деятельность Клуба направлена на улучшение коммуникативных способностей подростков и на взаимодействие, взаимопонимание в социальной среде. «Литературный час. Писатель, воин, патриот» (к 115-летию Аркадия Гайдар), «Все начинается с любви», «Секреты обычных вещей», «Юрий Гагарин», «Их подвиг в сердце сохраним», музыкальное видео путешествие «Музыка народов мира», литературное путешествие «Золотые страницы». Все эти мероприятия специалисты отделения готовят вместе с сотрудниками Библиотечно -нформационного и досугового центра г. о. Бронницы.

Для подростков ежеквартально проводятся занятия из цикла «Между нами девочками», «Между нами мальчиками», которые проводят психолог и медсестра учреждения. Были проведены занятия «Девичья гордость- мужское достоинство», «Оказание первой медицинской помощи», «Профилактика суицида среди подростков», «Секреты манипуляции. Табак».

Проведены беседы с подростками: «Коммерческий характер рекламы алкоголя и табака», «Скажи алкоголю НЕТ», «Старт во взрослую жизнь: подростку о его правах, обязанностях и ответственности», «Ступени, ведущие вниз», «Отстаньте с вашей школой!», «Подросток не хочет учиться», «Скажи НЕТ курению», «Подросток и сигарета», «Алкоголь- безобидное увлечение», «День без интернета», «Польза зимних прогулок», «Профилактические мероприятия в период простудных заболеваниях», «Осторожно, клещи», «Как ухаживать за подростковой кожей», «Взаимоотношения с противоположным полом», «Слабоалкогольные напитки и энергетики: сильный вред «слабых напитков»,

В летний период оказано содействие в трудоустройстве 1 подростку.

Отделение диагностики и социальной реабилитации.

Штатная численность - 10,25ед.: 1ед.-заведующий отделением, 2,5 ед.- психолог, 0,5 ед.- воспитатель, 2 ед.-специалист по реабилитационной работе в социальной сфере, 0,5 ед.- музыкальный руководитель, 0,25 ед.- инструктор по физической культуре, 0,5ед.-учитель-дефектолог, 1,5-логопед, специалист по социальной работе- 1, специалист по работе с семьей- 0,5

В соответствии со сложившимися традициями, опытом работы, педагогический коллектив осуществляет реабилитационный процесс, как целенаправленное управление развитием личности воспитанников согласно поставленным целям и задачам. Деятельность специалистов направлена на организацию и совершенствование процесса индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с несовершеннолетними посредством комплекса современных методик и технологий.

За отчетный период прошли и проходят реабилитацию 88 несовершеннолетних (из них 21 детей с ОВЗ и дети-инвалиды).

Основными формами работы с детьми в отделении являются организованные коррекционно-развивающие занятии по нескольким направлениям:

- занятия из цикла «Весёлые обучалки»

- цикл занятий «История войны»

-творческая мастерская «Город мастеров»

- коррекционные беседы

- коррекционные занятия по развитию высших психических функций и формированию универсальных учебных действий

- арт-терапевтические занятия

- занятия из цикла по духовно-нравственному воспитанию «Сила веры»

Социально-педагогическая работа в Центре направлена на формирование у несовершеннолетних знаний и навыков здорового образа жизни, социального взаимодействия, норм и правил жизни в обществе. Проводились различные мероприятия: соревнования, эстафеты, походы, тренинги по формированию навыков здорового образа жизни, практикумы, игры-викторины, ролевые игры, конкурсы, дни здоровья, занятия, познавательные программы.

Большую роль в сфере учебной деятельности и помощи семье оказывают специалисты отделения. Они поддерживают связь с образовательными учреждениями города по вопросу успеваемости и посещаемости школ воспитанниками отделения диагностики и социальной реабилитации.

Занятия и другие виды деятельности способствуют созданию позитивного эмоционального фона у несовершеннолетних, снятию агрессии, замкнутости, страхов. Практически у всех воспитанников наблюдается положительная динамика в развитии и освоении знаний социальной компетенции. Интегрированное применение специалистами физических упражнений, спортивных игр, изодеятельности и музыки способствует развитию чувства ритма, формирует координацию, речь, равновесие, осанку, вызывает положительные эмоции у детей, корректирует самооценку. Посещения библиотек, музея, различных выставок, и других мероприятий в учреждениях культуры города просто необходимы для дальнейшей социализации развивающейся личности, расширения реабилитационного пространства.

Психологическая реабилитация отделения диагностики и социальной реабилитации.

При поступлении в СРЦН несовершеннолетние проходят диагностику личностных особенностей, с целью дальнейшего планирования индивидуальной реабилитационной и коррекционно-развивающей работы с ними. Индивидуальная психодиагностика и обследование личности включает в себя: изучение познавательной сферы, изучение эмоционально-волевой сферы, изучение самооценки, изучение семейных отношений, групповые исследования. За 2019 года психологами отделения предоставлено 15 174 данных услуг. На каждого воспитанника учреждения на основе исходных данных составляется индивидуальная программа социальной реабилитации, а так же программа работы с семьей воспитанника, которые утверждаются на психолого-медико-педагогическом консилиуме. Дальнейшая работа с несовершеннолетним и его семьей строится согласно данным индивидуальной программы реабилитации. Данные программы корректируются каждые три месяца, изменения в программах также утверждаются на психолого-медико-педагогическом консилиуме, который проводится регулярно.

В течение отчетного периода проводилась коррекционно-развивающая работа по следующим программам и разработками:

Коррекционно-развивающая работа:

- Техники Гимнастики Мозга. Развитие логического и физического интеллекта, профилактика школьной неуспеваемости на основе образовательной Кинезиологии (усовершенствование процесса обучения через движение), согласованность работы больших полушариев головного мозга методика Пола Деннисона «Гимнастика мозга», метод саморегуляции «Ключ» Хасая Алиева;

- «Умные движения» (оптимизация функционального статуса глубинных образований мозга и межполушарной организации процессов развития ребенка школьного возраста);

- коррекция и профилактика эмоционально-личностных нарушений и произвольности на базе аппаратно-программного комплекса ЛОГО-БОСС;

-снятие психо-эмоционального напряжения, коррекция страхов и повышенной тревожности, развитие мелкой моторики, внимания, раскрытие творческого потенциала, как аспект развития личности, построение новых нейронных связей с помощью арт-терапии (нейрографика, мандала).

- сенсомоторная коррекция: развитие чувства пространства и пространственных представлений, формирование устойчивых координат, развитие произвольной регуляции движений

- речевое программирование, программирование последовательности действий, сравнение предварительного плана с полученным результатом, коррекция речемыслительной деятельности, развитие речевой креативности.

-работа по развитию ВПФ;

- развитие логического, эмоционального и физического интеллекта «Палитра возможностей»

Во время индивидуальной работы применялись методы песочной терапии, арт-терапии, сказкотерапии, позитивной психотерапии, визуализации и релаксации, работы со страхами, с психотравмирующими ситуациями, агрессией, депривациями, а также метафорические ассоциативные карты.

Работа с группой реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями

На 2019 г. были поставлены следующие цели:

• анализ первичных и выявление вторичных нарушений в развитии детей путем проведения диагностики уровня развития познавательных процессов и речевого развития воспитанников.

• проведение коррекционно-развивающей работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ с учетом их индивидуальных возможностей и потребностей.

Были проведены занятия с детьми, имеющими следующие нарушения в развитии: аутизм; нарушения опорно-двигательного аппарата; задержка и комплексные нарушения развития, а также речи; расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения (гиперактивность, неврозы); нарушения навыков общения и самообслуживания; отсутствие способности к установлению эмоционального контакта; стереотипность в поведении.

За отчетный период были проведены занятия:

- занятия из цикла «Мал да удал» (развитие мелкой моторики)

- занятия из цикла «Ни-хао или здравствуйте» (развитие мелкой моторики, техника Оригами)

- занятия видеологоритмикой по формированию речи

- коррекционная программа по работе с детьми с РАС, сопровождающимися задержкой речевого развития. Цели программы: развитие ВПФ, развитие активной речи до уровня звукоподражаний и простых общеупотребительных слов, повышение коммуникативной функции речи.

- коррекционная программа по работе с детьми с РАС, владеющими речевыми навыками, но нуждающихся в их развитии и коррекции. Цели программы: развитие ВПФ, развитие монологической и ситуативной речи, развитие коммуникативной функции речи.

- авторские методики Н.А. Шишкиной «Мои первые слова». Цели: овладевание гласными звуками, звукокомплексами, формирование первых простейших слов.

- методика Л.Г. Нуриевой по развитию речи у аутичных детей. Цели: коррекция речевого расстройства, вызывание звучащей речи, развитие коммуникативных навыков.

- комплекс упражнений по работе со слабовидящими и слепыми детьми. Цели: развитие навыков пространственной и социально-бытовой ориентировки, развитие тактильного гнозиса.

- комплекс упражнений по работе с детьми с ЗПР и ММД. Цели: коррекция и развитие когнитивных функций, коррекция нежелательных поведенческих проявлений, развитие самоорганизации и самоконтроля.

- Арттерапия

- Цветотерапия

- Холистический массаж

- Юнгианская песочная терапия

- Образовательная Кинезиология

Социально-медицинская реабилитация несовершеннолетних

Оздоровительная деятельность Центра предполагает создание условий и проведение комплекса мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья воспитанников. Основное направление оздоровительной работы, профилактическое. которое предупреждает выполнение комплекса следующих мероприятий:

- сезонная профилактика простудных заболеваний -380 р.;

-профилактика авитаминоз- 750 р.;

-профилактика остеопороза-270 р.

За отчётный период пролечились:

-амбулаторно - 15 р.

Ежемесячные профилактические осмотры- 403 р.

Еженедельные осмотры на чесотку, педикулёз- 440 р.

Оказание первой доврачебной помощи- 103р.

В целях формирования модели здорового образа жизни и профилактики вредных привычек осуществления мероприятия:

-групповые беседы-24 р.;

- индивидуальные беседы – 118 р;

-рейды- 18 р.;

-консультации родителей- 89 р.

С 25 ноября начались занятия ЛФК с детьми ОВЗ.

Всем родителям, имеющих детей в возрасте 7-15 лет, предлагалось оздоровление в лагерях отдыха. За отчетный период прошли оздоровление в ДОЛ «Юность» (Туапсинский район, п. Шепси) с 20.06.2019 по 14.07.2019 – 12 человек; ДОЛ «Полярные зори» (Краснодарского края, г. Анапа) с 10.07.2019 по 03.08.2019- 8 человек; ДОЛ «28 героев Панфиловцев» ( Московская область, Волоколамский район) с 10.08.2019 по 30.08.2019- 8 человек.

Проверка, контроль качества и веса готовых блюд в составе комиссии проводится 2 раза в месяц в ООО «Смак Платинум Групп», оказывающих услуги по организации питания воспитанников, в соответствии с заключенным договором.

Досуговая деятельность

Одной из форм профилактики является организация досуга несовершеннолетних. Для несовершеннолетних учреждения было организовано посещение кинотеатра - просмотр мультфильмов «Три богатыря», «Тайна домашних животных 2», мультфильма «Энгри Берзд». Были организованы экскурсии в музей «Чернобыль» и ласковую ферму «Родная слобода», экскурсия в ЦУР. Благодаря приглашению Федерации бокса семьи УСС посетили Рождественскую ярмарку сказок и окунулись в мир волшебства. Руководитель клуба спортивного бального танца «Леда» помогла нам окунуться в мир театра, посмотреть сказку «Кто сказал мяу» и поучаствовать в развлекательной программе. Также для подростков в учреждении был организован просмотр фильма «#Яволонтер. Истории неравнодушных». Было организовано посещение открытия международного футбольного турнира им. И. Акинфеева. Активно участвуют члены наших семей в мероприятиях, проводимых городским музеем истории и библиотечно - досуговым центром города Бронницы. В городском музее истории ребята посетили мастер-класс по росписи ткани, приняли участие в интерактивной программе «Рубаха в поле выросла», участвовали в квест - игре «Театр без кулис», в праздничной программе «Пушкинский день», в мастер-классе «Открытка ко дню матери». Ко Дню защиты детей ребята получили подарок –посещение мюзикла «Бременские музыканты». Для семей и несовершеннолетних, находящихся на обслуживании в учреждении была подготовлена игровая программа «Весело играй, масленицу встречай», «День вежливости», мероприятие «День победы», «День пап» и др.

Наши подопечные активно участвуют во всероссийских конкурсах рисунков: «Мой чудесный новый год», «Волшебные снежинки», «День защитников Отечества», «Весенняя капель», «Мир цветов вокруг нас», «Моя страна, моя Россия», «Охрана труда глазами детей», «Осень, осень в гости просим», «Безопасная среда», «Новогодняя игрушка».


В течение месяца в рамках акции «Осторожно! Тонкий лед» проводились в семьях профилактические беседы и раздавались памятки по предупреждению чрезвычайных происшествий с детьми на водоемах во время весеннего паводка. Для несовершеннолетних была проведена коллективная беседа «Весенний лед и его опасности» и выданы памятки.Активное участие принимают специалисты отделения в акциях, проводимых Министерством социального развития МО.

Также специалисты и подростки приняли участие в акции «За чистоту двора и дома». В ходе мероприятия людям пожилого возраста и инвалидам была оказана помощь в наведении порядка в домах и квартирах.

В рамках акции «Доброе слово» несовершеннолетние активно участвовали в изготовлении открыток и вручение их пожилым одиноким женщинам и мужчинам нашего города, а также ветеранам войны.​​​​​​​