Обучение родителей и лиц их замещающих способам нейтрализации учебных стрессов у школьников и дошкольников

Всем известно и не вызывает сомнений польза утренней гимнастики для организма человека. Она помогает вашему телу быстро перейти из энергосберегающего режима сна в режим активного бодрствования, подобно тому, как автомобилист должен сначала разогреть двигатель автомобиля, прежде чем тот сможет работать на полную мощность.

Между тем, очень многие замечали, что не только наше тело, но и наш мозг нуждается в "разогреве", настройке и подготовке к эффективной работе. Однако, если какие-то основы гимнастики для тела знакомы каждому, то почти никто не знает и не использует гимнастику для мозга.

Гимнастика мозга была разработана в 1970-х годах американским доктором Полом Деннисоном в Центре группового учения для неуспевающих "Долина" в Калифорнии, где он в течение 20 лет помогал детям и взрослым. П. Деннисон разработал систему быстрых, простых, специфичных движений, приносящих пользу каждому обучающемуся независимо от его проблемы. Особенно эффективна оказалась она в отношении детей, диагностированных как «неспособных к обучению». В 1987 г. результаты Гимнастики мозга были оценены экспериментально. В этом эксперименте принимали участие 19 учеников специальной школы. Каждый ученик делал упражнения ГМ по 10-15 минут ежедневно. Показатели прогресса учеников за 1 год таковы, что их успеваемость повысилась на 50%. Значительно повысилась способность учащихся концентрироваться на выполняемом задании.

В 1987 году в Америке была основана Организация Образовательной Кинезиологии. (Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение). С этого времени Гимнастика Мозга начала распространяться по всему миру и принесла замечательные результаты в развитии учеников, как в общих, так и в специальных учебных заведений.

«Гимнастика мозга» – это специально подобранные упражнения, в основе которых лежат естественные движения детей в раннем возрасте, а также разработки нейропсихологов. Воспроизводя эти движения, человек получает возможность изменить свои поведенческие схемы и найти более верное решение возникающих проблем.

Упражнения эти довольно просты, не требуют много времени и сил для выполнения, они доступны и взрослым, и детям. Несколько минут (5—7 мин.) занятий дают высокую умственную энергию.

Когда мы учимся, то проходим в основном одни и те же шаги:

восприятие информации (через слух, зрение, осязание, прикосновения, ощущения);

усвоение полученных данных (интегрирование с предыдущим опытом);

закрепление с помощью действия (проговаривание, письмо, рисунок и т.д.).

«Гимнастика мозга» облегчает каждый из этих этапов, так как снимает стрессовые телесные зажимы, помогает активизировать и интегрировать различные отделы мозга с другими частями тела.

Дело в том, что в процессе обучения задействованы не только память и сознание, но в первую очередь наши мышцы. Мышцы глаз при чтении, речевые мышцы при устном повторе упражнений, мышцы рук при письме. В нашем сознании откладывается информация о том, что мы получили навык не только через речь и запоминание, но и благодаря работе мышц. На практике это означает следующее: если в человеке заложены какие-либо способности, они обязательно проявятся.

Прежде чем заняться настройкой мозга, следует выяснить, что именно и зачем мы собираемся настраивать. Для этого условно разделим наш мозг на 4 части: левую и правую, переднюю и заднюю.

1. Левое полушарие мозга управляет правой половиной тела, а правое полушарие мозга - левой половиной тела. Т.е., когда мы действуем правой рукой - мы активизируем левое полушарие, а когда мы двигаем левой рукой, активизируется правое полушарие. То же самое касается ног, глаз и т.д. Левое полушарие мозга является ответственным за вербальную информацию, оно отвечает за языковые способности человека, контролирует речь, способность к письму и чтению. Благодаря работе левого полушария человек способен запоминать различные факты, события, даты, имена, их последовательность и то, как они будут выглядеть в письменном виде. Левое полушарие несет ответственность за аналитическое мышление человека, благодаря этому полушарию развита логика и анализ фактов, а также осуществляются манипуляции с числами и математическими формулами. Кроме того левое полушарие головного мозга отвечает за последовательность процесса обработка информации (поэтапная обработка). Благодаря левому полушарию, вся получаемая человеком информация обрабатывается, классифицируется, анализируется, левое полушарие устанавливает причинно-следственные связи и формулирует выводы.

2. Правое полушарие мозга несет ответственность за обработку так называемой невербальной информации, то есть за обработку информации, выражаемой в образах и символах, а не словах. Правое полушарие является ответственным за воображение, с его помощью человек способен фантазировать, мечтать, а также сочинять учить стихи и прозу. Здесь же располагаются способности человека к инициативе и искусству (музыка, рисование и др.). Правое полушарие несет ответственность за параллельную обработку информации, то есть подобно компьютеру позволяет человеку одновременно анализировать несколько различных потоков информации, принимать решения и решать задачи, рассматривая проблему одновременно в целом и с разных сторон.

Благодаря правому полушарию мозга мы устанавливаем интуитивные связи между образами, понимаем разнообразные метафоры и воспринимаем юмор. Правое полушарие позволяет человеку распознавать сложные образы, которые невозможно разложить на элементарные составляющие, например, процесс распознавания лиц людей и эмоций, которые отображают эти лица.

3. У преимущественного количества людей доминирует одно из полушарий: правое или левое. Когда ребенок рождается, он равномерно пользуется возможностями, которые заложены у него изначально в разных полушариях. Однако в процессе развития, роста и обучения одно из полушарий начинает развиваться более активно. Нашей Западной культуре и цивилизации присуща чрезмерная ориентация на лево-полушарную деятельность (логика, наука, техника и т.д.). Максимальная же эффективность работы мозга (творчество, интуитивные прозрения) достигается в моменты одновременной активности обоих полушарий.

4. Активность передней части мозга непосредственно связана с сознанием, принятием решений и познавательными процессами, самостоятельностью и инициативностью человека, его способность к критической самооценке. С утратой мотивации при атрофии лобных долей человек становится пассивным, теряет интерес к происходящему, часами остается в постели. Нередко окружающие принимают такое поведение за леность.

5. Активность задней части мозга непосредственно связана с нашими эмоциями и стрессовыми реакциями. Основная задача повышения активности задней части мозга состоит в обеспечении физического выживания организма за счет перенастройки всех систем организма в режим готовности только к двум действиям: бежать или сражаться. В ситуации стресса, когда основными целями организма является борьба или бегство - выживание, человек выбирает только самые надежные, проверенные стратегии поведения и не склонен к риску, экспериментированию, поиску новых нетрадиционных путей решения поставленных перед ним задач. Происходит снижение чувствительности нервной системы, отсев слабых, несущественных сигналов для концентрации на главном - на выживании. Однако это отрицательно влияет на способность к познавательной деятельности. При этом снижаются как показатели интеллекта, которые требуют повышенной чувствительности к противоречиям, так и показатели креативности, которые требуют повышенной чувствительности к мельчайшим изменениями, побочным деталям. Длительное и повторяющееся состояние эмоционального стресса приводит к значительному снижению мотивации к деятельности с которой он связан, например, к обучению, и блокирует положительные эмоции от процесса деятельности, негативный же опыт наоборот закрепляется.

В состав головного мозга входит огромное количество нейронов, между которыми имеются синаптические связи. Эти связи позволяют формировать нейронам электрические импульсы, контролирующие полноценное функционирование организма человека. Для нормальной работы нейронов им необходима постоянная энергетическая подпитка, которую они получают благодаря трем артериям, кровоснабжающим мозг: двум внутренним сонным артериям и основной артерии.

Итак, исходя из вышеописанного, нашими задачами настройки и подготовки мозга к работе будут:

-восстановление связи и баланс активности между левым и правым полушарием мозга: в большинстве случаев активизация правого полушария;

- восстановление связи и баланс активности между передней и задней частями мозга: активизация передней части.

Одним из возможных способов настройки мозга является "Гимнастика мозга.

Упражнения «Гимнастики мозга» собраны в 4 группы:

Первая группа включает движения, пересекающие среднюю линию тела, (образованную его левой и правой половинами). Эти движения способствуют взаимодействию между левым и правым полушариями головного мозга, полноценному восприятию информации: «Перекрестные шаги», «Ленивые восьмерки», «Двойной рисунок", «Алфавит восьмерками», «Слон», «Вращения шеи», «Рокер», «Брюшное дыхание», «Перекрестный шаг сидя».

Вторая группа – это упражнения, растягивающие мышцы тела. Эти упражнения снимают напряжение с сухожилий и мышц нашего тела. Когда мышцы растягиваются и принимают нормальное, естественное состояние и длину, они посылают сигнал в мозг о том, что человек находится в расслабленном, спокойном состоянии и, следовательно, о его готовности к познавательной работе: «Сова», «Заземлитель», «Гравитационное скольжение», «Помпа икр ног», «Активизация руки».

Третья группа представляет собой упражнения, повышающие энергию тела. Они обеспечивают необходимую скорость и интенсивность протекания нервных процессов между клетками головного мозг: «Энергетическая зевота», «Кнопки баланса», «Кнопки Космоса», «Кнопки мозга», «Кнопки Земли».

Четверная группа – это упражнения, которые способствуют углублению позитивного отношения, т.к. влияют на эмоциональную систему мозга. Они стабилизируют нервные процессы организма: «Крюки Деннисона», «Позитивные точки».

Гимнастика мозга помогает людям всех возрастов и способностей, чтобы:

- учиться любому новому делу легко и радостно;

- улучшить память, внимание, мышление. Для детей — решать школьные проблемы: трудности письма, чтения, математики, недостатка социальных навыков, проблем поведения (в том числе гиперактивности);

- быть целенаправленным и организованным;

- уметь правильно ставить цели и реализовывать их;

- управлять своим эмоциональным состоянием и поведением, иметь эффективные инструменты для снятия рабочего и учебного стресса;

- правильно выстраивать межличностные взаимодействия в личной жизни и работе;

- повысить эффективность результатов в бизнесе, искусстве, спорте;

- раскрыть творческий потенциал;

- обрести чувство баланса посреди суеты и хаоса современной жизни, который даёт возможность крепко стоять на собственных ногах, продолжая развивать свою индивидуальность.

Ни одного человека нельзя заставлять выполнять движения, если он чувствует, что они неестественны для него и создают дискомфорт. Каждый ученик должен работать в рамках своих собственных возможностей. Его надо поощрять и никогда нельзя принуждать к выполнению упражнений. Но нужно понимать, что если ребенок отказывается выполнять движения – есть проблема. Задача взрослого понять, почему ребенок отказывается от выполнения: это функциональная невозможность выполнения каких-либо движений, это нежелание ребенка идти на контакт со взрослым, это педагогическая запущенность, это проявления стресса? Ведь в норме естественное состояние ребенка – это движение. Поэтому взрослому (учителю, воспитателю, родителю) необходимо в мягкой форме убеждения, в игровой ситуации и т.п. добиться выполнения упражнений. Очень важно привить привычку выполнения данного комплекса, желательно, это делать на собственном примере.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Доктор Пол Деннисон и Гейл Деннисон «Гимнастика мозга».

2. «Подготовка к обучению. Гимнастика мозга / Brain Gym» Пол Деннисон.

3. Смирнова С.С. «Образовательная кинестетика».

4. Гленн Доман «Гармоничное развитие ребенка».

5. Мозг, разум и поведение Ф. Блум, А. Лейзерсон, Л. Хофстедтер. Издательство

"Мир" 1988 г. перевод с английского канд. биол. наук Е.З. Годиной

6. Айрес Дж. Ребёнок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. - М.: Теревинф, 2004.

7. Ханнафорд К. Мудрое движение. Мы учимся не только головой. - М.: 1999

 

 
 
психолог отделения дневного пребывания Онишин Р.В.
Категория: Мои статьи | Добавил: malikyska (21.09.2016)
Просмотров: 223 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar