Влияние современных мультфильмов на формирование духовного здоровья ребенка

По данным за 2015 г., от 20 до 40% своего свободного времени ребенок-дошкольник проводит у экрана. Мультфильмы - неотъемлемое средство его социализации. Психологические механизмы мультипликации, как вида искусства воздействуют на сознание ребенка.

При просмотре мультфильмов срабатывают механизмы формирования поведения:

 заражение - процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на уровне психического контакта;

внушение - воздействие на сознание человека, при котором происходит некритическое восприятие им убеждений и установок;

подражание - следование примеру, образцу.

Дети впитывают информацию из различных источников. При этом на основе полученной информации ребенок делает свои выводы, учится жить и использовать в своей жизни все, что узнал. Впоследствии из всего этого формируется характер и индивидуальность ребенка. Если мы хотим, чтобы наши дети превратились в полноценных, адекватных и всесторонне развитых людей, то необходимо давать им полезную информацию.  Немало навыков и знаний детям преподают мультфильмы и не каждый мультик может научить хорошему.

Психологи утверждают, что далеко не все мультики полезны для детской психики. В первую очередь не стоит показывать детям фильмы, которые содержат элементы агрессии. Если в фильме один герой издевается и бьет другого героя, то такой мультипликационный фильм не должен быть допущен к просмотру. Чем плохи такие анимационные фильмы? Все дело в том, что когда ребенок видит, что кто-то сделал что-то плохое, например, ударил, совершил подлый поступок, и это не повлекло для такого отрицательного героя мультика никаких последствий, то он начинает воспринимать подобные проявления агрессии как естественный и безнаказанный поступок.

Влияние негативных сцен мультфильмов на развитие ребенка.

Сцена

Последствия просмотра

Главный герой ведет себя агрессивно, наносит разного рода вред другим героям.

Жестокость, немотивированная злость и агрессия по отношению к другим детям.

Плохие герои остаются безнаказанными, т.е. нет объяснения что хорошо, а что плохо.

Ребенок пренебрегает запретами. Его представления о добре и зле становятся размытыми.

Опасные сцены, которые не могут быть реализованы в реальной жизни.

 

Опасные примеры поведения. Снижение у ребенка инстинкта самосохранения, что может нанести ущерб здоровью.

Герои транслируют не свойственное их полу поведение, смешение гендерных ролей.

 

Неадекватное формирование у ребенка представлений о гендерных ролях, искажение гендерной идентичности.

Герои безнаказанно издеваются над немощными и старыми людьми, наносят вред животным и природе.

 

Знания, умения и навыки, полученные в результате систематического просмотра, могут негативно сказаться при общении с родителями и сверстниками.

 

Американский психолог Дэйвид Гроссман одним из первых в Америке доказал, что агрессивные фильмы и игры заражают агрессией. Жестокость и аномальные действия на экране провоцируют жестокость и аномальные действия в жизни.

Особой популярностью пользуются зарубежные мультфильмы, в основном американские. Большая часть продукции американской фабрики не безвредна, есть большая разница между старыми отечественными мультфильмами и зарубежными (от американских до японских).  В отличие от западных, советские мультфильмы подобных сцен насилия и опасного поведения не содержат. Наоборот, в них рассказывается о том, что добро всегда побеждает зло, то есть если кто-то совершил плохой поступок, то за это последует наказание.

Вы наверняка обратили внимание на то, что у современной молодежи имеются очень специфические стандарты красоты и представления об обязанностях мужчины и женщины, которые не понятны людям более старшего поколения и если задуматься, то такие стандарты являются уродливыми и неестественными. Подобная ситуация сложилась опять же из-за мультфильмов. Задумайтесь над тем, к каким стандартам красоты придет ваш ребенок, если вы его будете воспитывать на "покемонах" и "шреках-фионах", или на мультиках, где герои мужского и женского пола меняются ролями и выполняют несвойственные для своего пола обязанности? Вряд ли просмотр мультиков с героями нестандартной конфигурации и неправильного поведения приведут к чему-то хорошему.

Большинство родителей не понимают, что у детей до семилетнего возраста виртуальный и реальный миры  тождественны… Они просто не умеют отличать того, что им показывают по телевизору, от того, что происходит за пределами экрана. На экране все интереснее и динамичнее, чем в жизни. Мир зла страшен, но притягателен. Дети, не обученные отличать добро от зла, начинают вести себя, как экранные герои.

Многие дети, увидев ужасы и сцены насилия на экране, пытаются защититься от них. Но они не могут этого сделать. Защита происходит на бессознательном уровне. Психика не в состоянии адекватно реагировать на слишком сильный раздражитель страха, и она «выставляет» блок: перестает реагировать на страх. Психика тупеет. Наступает, так называемое «скорбное бесчувствие». Ребенок не только перестает ужасаться при виде кошмаров, но и теряет способность сопереживать чужим страданиям.

В Японии снят мультсериал о покемонах — карманных монстрах. Стоит лишь посмотреть на этих злобных уродов, чтобы стало понятно, что детям нельзя их показывать. Зрелище это, мягко говоря, не эстетично. Щели вместо ртов, пустые глазницы, из которых время от времени выбрасываются пучки света. Никакой занимательности, никакой драматургии. Но самое страшное, это то, что один и тот же «герой» в одном серии являясь «положительным» персонажем, в очередной оказывается отъявленным злодеем. Ребенок, помимо агрессии, страха, откровенного антиэстетизма, получает ложную и очень опасную информацию об «устройстве мира». В подсознании ребенка прочно усваивается идея об отсутствии миропорядка, как такового, об отсутствии в мире добра. Добро — это лишь функция. Сегодня она проявилась, а завтра вчерашний ее носитель в подобной ситуации поведет себя прямо противоположным образом. Дети, не обученные тому, как вести себя в этом мире, теряют всякую способность обучиться этому непростому делу.

Когда Папе Римскому Иоанну Павлу Второму задали вопрос, какое искусство он считает наиболее важным для формирования личности малыша, для развития детей раннего возраста,  он порекомендовал родителям воспитывать детей на советских мультфильмах. По мнению понтифика «они самые гуманные и христианские в мире, полезны душе, потому что воспитывают в ребенке сочувствие, покровительство немощным и доброту».

В заключении можно посоветовать родителям: 

 1.  Разговаривайте с ребенком после просмотра о том, что он увидел и что понял, какой эпизод и почему произвел на него большее впечатление.
 Если реакция ребенка во время просмотра мультфильма или детской передачи покажется вам неадекватной: ребенок испугался, заплакал, убежал в другую комнату, необходимо прекратить просмотр и взять этот мультфильм на "заметку". Сто раз подумайте, а лучше проконсультируйтесь с детским психологом, прежде чем включите его снова.
Иногда неадекватная реакция ребенка может свидетельствовать о том, что у него есть проблемы с психическим здоровьем и что нужно подумать о необходимости обращения к специалисту.  
          2.  Во всех случаях родитель должен с полной серьезностью отнестись к просмотру того или иного «мультика», ориентируясь при этом не на свои собственные впечатления и эмоции от просмотренного, а на реакцию ребенка.
         3.  Просматривать мультфильмы нужно вместе с детьми. Причем чем младше ребенок, тем это важнее.

4. Анимацию следует подбирать не с точки зрения «интересно или нет», а с точки зрения «чему она научит ребенка ». Детям будут более полезны мультики о дружбе, смелости, любви, оптимизме и отношениях с родителями, чем о беспринципности, жестокости, мелочности и трусости.

5.  Лучше показывать мультфильмы днем, когда ребенок бодрствует. Не рекомендуется смотреть мультики перед сном. Особенно это касается легковозбудимых и беспокойных детей. Перед вечерним сном можно показать ребенку короткий спокойный и добрый мультфильм.
        6.  Любой мультфильм может послужить в умелых руках прекрасным психотерапевтическим пособием или навредить ребенку.

психолог отделения дневного пребывания Онишин Р.В.

Категория: Мои статьи | Добавил: malikyska (03.11.2016)
Просмотров: 230 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar